Переводчик текста
на любой язык
The translator
of the text
on any language

Главная
The main page

Кинозал
Cinema Hall

Культура
Сulture

Путешествия
Travel

Образование
Formation

Красота&Здоровье
Beauty&Health

Спорт
Sports

Общество
Society

Персоны
Persons

Обзорные публикации
Survey Publications

Гостиная сайта
Drawing room

Актуальный блиц-опрос
Actual blitz-interrogation

Россия&Планета
Russia&Planet

События Самарской губернии
News of the
Samara region

Гастрольная афиша&Досуг
The tour poster&Leisure

Мастер-класс
Master-klass

Платить или не платить?

Рынок корпоративного образования меняется




В последние годы Россия активно приобщилась к мировой культуре развития бизнеса, в частности, любая уважающая себя организация стала уделять много внимания корпоративному обучению персонала. Под эти цели в бюджете компаний регулярно закладывались необходимые суммы (и порой, очень даже солидные). Однако мировой экономический кризис во многие традиционные процессы внес свои негативные коррективы. Сайт Life-Рanorama решил исследовать ситуацию в отношении корпративного образования на самарском рынке. Кто сегодня платит за обучение менеджеров и специалистов, сократились или как то изменились программы корпоративного обучения, готовы ли сами менеджеры теперь платить за повышение квалификации, как сегодня меняется цена делового образования и от чего она зависит? Эти вопросы Life-Рanorama задала компетентным специалистам.

Акцент — на госсектор

«Нельзя сказать, что сейчас программы корпобразования сократились или как-то изменились, - рассказала Елена Яшина, директор Центра корпоративного развития Самарского государственного экономического университета. - Скорее изменилась структура потребностей: если раньше корпорации инвестировали в перспективное развитие персонала, то сейчас, когда перспективы неясны, обучение направлено на непосредственное получение результата. Например, среди тренинговых программ наиболее востребованными являются «Клиенториентированное взаимодействие», «Эффективные продажи». Среди долгосрочных программ сохраняется стабильный интерес к направлениям «Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Управление финансами». Цена такого обучения в большей степени зависит от качества преподавателей и самих программ. Существует иллюзия, что из-за экономического кризиса цена на корпоратичное обучение должна снижаться. Но ведь требования к качеству растут, поэтому эффективные тренеры и преподаватели стали стоить дороже, чем до кризиса. Хотя мы стараемся пока не поднимать цену.
За обучение сейчас чаще платят сами специалисты, а не компании, где они работают. Готовность людей тратить деньги на повышашение своей квалификации связана с ростом конкуренции, а также зачастую с наличием большего свободного времени. Нельзя сказать однозначно, что сократилось количество организаций, заказывающих корпоративное обучение для своих сотрудников. У СГЭУ были крупные стратегические заказы на обучение от солидных предприятий, сейчас же произошло некоторое смещение в сторону среднего бизнеса и государственного сектора. Такая тенденция в первую очередь объясняется тем, что на государственные и муниципальные органы сейчас ложится ответственность за последствия кризиса и они нуждаются в обучении. Среди наиболее востребованных программ повышения квалификации, которые предлагаются в СГЭУ, - «Эффективный менеджмент организации», «Управление финансами предприятия», «Управление персоналом», «Клинториентированное взаимодействие». Эти программы предлагаются с учетом отраслевой и корпоративной специфики, поэтому цена индивидуальная, как и у тренингов, которых реализуется около 150 наименований.Для специалистов и руководителей реализуется около 15 программ переподготовки, среди которых - «Менеджмент организации», «Управление человеческими ресурсами», «Маркетинг» (РИМА), «Паблик рилейшнз». Стоит такое обучение от 30 до 40 тысяч рублей в год».

Учиться с президентом банка

Однако, в то время как мелкие фирмы и проблематичные компании сейчас однозначно переложили оплату за корпоративное образование на плечи своих сотрудников, для крупных компаний, позиционирующих себя как процветающие и благополучные организации, например, банки, оплачивать своим сотрудникам корпративное образование — это дело принципа.
«В реалиях сегодняшнего дня программа корпоративного образования во многих организациях, в том числе и в банках, безусловно, изменилась, - рассказал Владимир Старостин, начальник управления по работе с персоналом ОАО КБ «Солидарность». - Банк «Солидарность» не исключение. Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что качество персонала тем выше, чем больше удельный вес работников, обеспечивающих высокую продуктивность труда, то есть работников высокой квалификации, с хорошей профессиональной подготовкой. Поэтому не изменились подходы к корпоративному обучению: за обучение (повышение квалификации своих работников) платит банк, а в случаях производственной необходимости при самостоятельной оплате работниками своего обучения (например, получение квалификационного аттестата ФСФР) банк возвращает деньги работнику.
Достаточно актуальны и проводятся в банке тренинги по повышению эффективности продаж банковских продуктов, обучение кассиров-контролеров определению подлинности денежных знаков, организации работы с драгметаллами, обучение сотрудников управления автоматизации банковской деятельности новым банковским программным продуктам и их администрированию, обучение руководителей по охране труда, различные специализированные курсы рынка ценных бумах, внутренний контроль и аудит в банке, организация работы в банке по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, вопросы судебно-арбитражной практики в современных условиях, регулирование ЦБ РФ деятельности коммерческих банков. Данные тренинги и семинары бывают как многодневные командные, проводимые непрерывно 2-3 дня, так и однодневные, проводимые в Самаре, Москве, Санкт-Петербурге и других городах».
Эту тенденцию подвердила и Елена Битяй, руководитель кредитно-кассового офиса Городского Ипотечного Банка в Самаре. «У нас в банке с определенной периодичностью реализуются программы профессионального обучения для специалистов различных уровней, но в первую очередь все же, для менеджмента высшего и среднего звена, - рассказала Елена Вячеславовна. - Формы такого обучения самые разные: теоретический материал, деловые игры, тренинги, как правило, с выездом в Головной офис. 2-3 раза в год такое обучение обязательно проходит. Мне нравится демократичный подход к формированию групп: вместе могут заниматься специалисты разных уровней и направлений. Это дает возможность выстраивать более эффективное взаимодействие между подразделениями при решении рабочих вопросов, а также способствует укреплению отношению внутри коллектива, формированию ощущения целостности команды».

Быть в мировой «обойме»

Для многих компаний, работающих с новыми мировыми технологиями, корпоративное обучение своих сотрудников — это не только дело успешного имиджа, но и просто жизненная необходимость. Без этого организация при всем желании не сможет активно развиваться. Например, такая тенденция актуальна для тех, кто работает в сфере мобильной связи.
"Безусловно, мировой экономический кризис заставил ужаться, в том числе и в отношении корпоративного обучения, - признался Андрей Гирев, глава СМАРТС-Холдинга. - Например, некоторые традиционные программы не будут реализованы в 2009 году. Однако это не коснется программ профессиональной подготовки техической и коммерческой служб. Оборудование в нашу компанию поставляется из-за рубежа, и в своей работе мы используем зарубежные технологии, поэтому на обучении технического персонала не экономим. Семинары, специальное обучение, тренинги для продаж - вот традиционные формы для повышения профессионализма наших сотрудников. Предусмотрено и более фундаментальное обучение персонала - от 1 до 3 месяцев у наших зарубежных партнеров: в компаниях Alcatel, Nokia-Siemens, Nor tel, ZTE, Huawei. Для этого наши специалисты отправляются на обучение во Францию, Германию, Италию,Китай. Есть специальные и регулярные программы обучения для бухгалтеров и юристов, что позволяет им получить сертификацию по международным стандартам. Все корпобразование ОАО "СМАРТС" полностью оплачивает для своих сотрудников".

Из бюджетного кармана

Деловому обучению, повышению профессиональной квалификации должное внимание уделяется и на государственном уровне. Например, финансируются программы по подготовке управленческих кадров для народного хозяйства. В Самарской области ее реализацией занимается Самарский региональный ресурсный центр. «Для того, чтобы пройти обучение по такой программе, претендентам необходимо иметь 3 года управленческого стажа знать иностранный язык, - объяснил Дмитрий Оводенко, директор Самарского регионального ресурсного центра. - Возрастной ценз для участников программы — от 25 до 40 лет. Обучение рассчитано на 9 месяцев. На территории Самарской области проводится обучение по трем направлениям: маркетинг, финансы, менеджмент.
После окончания этих курсов участнику дается право на обучение за границей, которое рассчитано на срок от 1 до 3 лет и оплачивается за счет принимающей стороны. Как правило, при этом участник программы едет на конкретное зарубежное предприятие, где пополняет свои знания и деловой опыт. Очень часто принимающая организация и участник программы потом начинают совместное сотрудничество. Эта программа реализуется государством с 1997 года, и в ее рамках на территории Самарской области обучение проводят три местных вуза: Самарская государственная экономическая академия, Международный институт рынка и Тольяттинская академия управления. Пока условия этой федеральной программы не изменились. По прежнему в РФ ее участниками ежегодно могут стать 5000 человек, при этом две трети стоимости обучения оплачивается из госбюджета, а одну треть — предприятие, направившее специалиста на обучение. Если же предприятие не хочет выделять на это деньги или же потенциальный участник в момент заявки не работает, то одну треть стоимости обучения он может оплатить сам. За 9 месяцев обучения обойдутся не больше 15000 рублей, при этом форма обучения — вечерняя».

Учеба как форма выживания

В любом случае, будет ли обучение по повышению квалификации за счет фирмы или за собственные деньги, оно полезно всегда. Ведь сегодня, в условиях жесткой конкуренции при устройстве на работу большую роль играет не только базовое образование, но и наличие сертификатов о пройденных курсах повышения квалификации.
«При поиске кандидатур по вакансии для нашего клиента мы берем в расчет не только реальные навыки кандидата, но и обучение, полученное им во время работы (в т.ч. корпоративное) и личные успехи, которые были достигнуты кандидатом на основании этой учебы, - рассказал Юрий Грачев, директор кадрового центра "Интеллект". - Однако, обучение обучению рознь. Так, часто мы вынуждены "ставить в минус" кандидату его обучение и опыт работы, например в "хаббардистской" организации. Говорят, что такое обучение воспитывает в подчиненных некий фанатизм, дух сектантства.
Если говорить о курсах, которые сейчас приветствуются у работодателей, то это профильное обучение по наиболее востребованным сейчас специальностям - в первую очередь по продажам, складской логистике, управлению коммерческим объектом недвижимости. В настоящий период - кризиса и оптимизации бизнеса - во многих организациях стали востребованы специалисты-универсалы, "мастера на все руки": например, чтобы могли быть и продавцами и, при необходимости, быть организаторами закупок или могли бы заменить человека в логистике. Как ни парадоксально, но сейчас от логистов могут требовать не только опыта организации склада, но и навыков оптимизации продукции фирмы в целом, брать на себя всю работу по МТО организации. На мой взгляд, это весьма оправданная мера - при снижении общих объемов работ часто нужно полслесаря, половина закупщика, треть начальника отдела - вот это все и поручают отдельному человеку. Безусловно, новая работа требует новых компетенций. И это не всегда возможно получить за счет самообразования, требуется дополнительное профильное обучение.
Нередко сотрудникам предлагают полностью сменить профиль работы. И очень важно, чтобы в сложных экономических условиях человек сам был способен к переориентации направления своей деятельности. На мой взгляд, в этом отношении самарскому и, вообще, российскому рынку труда требуется серьезная профессионально-консультационная работа. Так, например, по данным "Newsweek" в мае этого года среди наиболее востребованных специалистов в США на 4 месте оказались "консультанты по подготовке резюме".
Еще одна немаловажная тенденция: в экономически развитых странах человек уже привык идти в ногу со временем, привык постоянно учиться, даже и в 60 лет. К сожалению, в России пока еще нет ни такой тенденции, ни инфраструктуры, создающей такую традицию. Плюс к этому, очень многие наши граждане хотят иметь "чистенькую, не очень обременительную работу за компьютером", быть что называется "офисным планктоном", заниматься "неким времяпрепровождением на рабочем месте", нежели внимательно, кропотливо строить карьеру собственным трудом. В то время как вакансии на рабочие профессии, например, практически всегда есть. И это наиболее выгодный путь для начала построения собственной карьеры».

Марина Бреднева




COPYRIGHT © 2011, LIFE-PANORAMA LTD
При частичном или полном использовании материалов портала гиперссылка на
www.life-panorama.narod.ru обязательна



Комплект визиток "World Pearls Inc."

Как сделать квартиру эксклюзивной

Бесплатное обучение в вузах Чехии

Как сделать голливудскую улыбку?

Оставляем только красивые родинки

Создательница детективов Татьяна Полякова свой первый роман написала на спор с приятелем, а сейчас мечтает написать книгу о Че Геваре
Наталия Гулькина: "Уже в зрелом возрасте я стала заочно учиться в ГИТИСе на актерском факультете"

Женская история Елены Ерошевской

Тото Кутуньо: «Я получил все, о чем мечтал в детстве, и даже больше!»

Сказать сайту "Спасибо!"